Военный обозреватель

Андрей Величко: МС-21 — реальный конкурент B737 и A320

МС-21 / Фото: acexpert.ru

«Старые советские Тушки, Яки и Илы ушли в историю, а их место в парках авиакомпаний заняли как подержанные, так и новые «иномарки». В начале XXI века казалось, что об отечественных пассажирских самолётах можно забыть навсегда и смириться с тем, что России нет места на мировом рынке гражданской авиации», — именно такими словами начинается статья о самолёте МС-21, вышедшая на сайте «Авиация России» в 2016 году и подготовленная к премьерному показу первого лётного образца лайнера на Иркутском авиазаводе.

МС-21 / Фото: aviation21.ru

Но времена меняются, и 2020 год можно назвать рубежным, потому что на его исходе состоялось событие, которого мы ждали по меньшей мере последние 10 лет — начало лётных испытаний МС-21 с отечественной силовой установкой.

В 2020 году ИАЗ выпустил пятый лётный образец МС-21 — это завершающий опытную партию самолёт и первое ВС, оснащённое двигателями ПД-14. 15 декабря МС-21-310 регистрационный № 73055 поднялся в небо. Этот 85-минутный полёт стал промежуточным итогом многолетней напряжённой, тяжёлой и кропотливой работы огромной армии учёных, конструкторов, специалистов разных профилей, рабочих на предприятиях ОАК, ОДК, «Иркута» и входящего в состав корпорации инженерного центра имени А.С. Яковлева — разработчика лайнера, а также наземного персонала ЛИиДК ОКБ им. А.С. Яковлева в Жуковском и лётчиков-испытателей. Теперь на повестку дня выходит получение сертификата типа и строительство серийных машин.

К началу 2021 года всего построено семь опытных самолётов — два образца для статических и ресурсных испытаний в ЦАГИ и пять лётных прототипов, которые с мая 2017 года последовательно передавались авиазаводом на сертификационные испытания.

Пятый опытный самолёт МС-21-310 рег. 73055 / Силовая установка — ПД-14 / Фото: aviation21.ru

Назло бабушке отморожу уши

Проблемы с безопасностью самолёта Boeing 737 MAX нанесли серьёзный удар по престижу американской авиастроительной корпорации. Лайнер не летает с марта 2019 года, компания несёт большие финансовые и главное — репутационные убытки. В тоже время, потенциальный и реальный конкурент, созданный в «разорванной в клочья» «бензоколонке», планомерно проходит сертификационные испытания, а теперь ещё — и со своими двигателями. В правящих кругах США это отзывается сильной болью, там считают, что Россия не должна даже помышлять заменить Боинги на свой отечественный самолёт.

И санкционное мракобесие продолжается — под занавес 2020 года американский Минторг распространил на ключевые предприятия российского авиапрома ужесточённые нормы экспортного контроля. Всего ограничения коснулись 41 компании, в том числе авиационной промышленности — это Объединённая авиастроительная корпорация, корпорация «Иркут», «Региональные самолёты Сухого», Объединённая двигателестроительная корпорация, «Вертолёты России» и др.

Расчёт Вашингтона предполагает, что российским предприятиям станет гораздо сложнее сотрудничать с американскими поставщиками комплектующих, так как последним придётся получать лицензию от своих властей на торговлю с компаниями из «чёрного списка». А учитывая непредсказуемость властей США и их абсолютную недоговороспособность, уверенности, что такие лицензии будут выдаваться – нет. И это даже несмотря на то, что под санкции, таким образом, попадают свои же компании. В России это называется «назло бабушке отморожу уши».

Калеб Ларсон: «Они разрезали бронежилеты, как сыр»

Январь 2019 года. Включён реверс двигателей на пробеге после очередного испытательного полёта / Фото: aviation21.ru

Убрать конкурента

То, с каким упорством вводятся ограничения на поставку материалов и комплектующих для российского самолёта, говорит только об одном — в США прекрасно отдают себе отчёт, что МС-21 — это реальный, а не выдуманный и нарисованный на бумаге конкурент последним итерациям B737 (и А320 — тоже), а полёты российского лайнера — это не «мультики» картонного самолётика. И все те преимущества МС-21, о которых не раз говорилось в СМИ, они также реальны. Перечислим некоторые из них:

  • Повышенный комфорт за счёт большего диаметра фюзеляжа. У МС-21 он составляет 4,06 метра, что больше чем у А320 на 11 см и Boeing 737 на 36 см.
  • Увеличенная ширина прохода между рядами кресел (56-58 см в зависимости от типа кресел). Это позволяет разойтись пассажиру и бортпроводникам с тележкой, а также способствует более быстрому входу/выходу пассажиров и минимизации времени оборота самолёта в промежуточном аэропорту.
  • Применение композиционных материалов дало возможность уменьшить массу конструкции самолёта на 25-30%.
  • За счёт более совершенного крыла у МС-21 лучше аэродинамика, меньше расход топлива и выше скорость. Удлинение крыла МС-21 — 11,5 без винглетов. У A320neo — 10,45; B737-800 -900ER — 9,45. Оба типа оборудованы аэродинамическими законцовками.
  • Крейсерская скорость МС-21 — 870 км/час, что на 25-70 км/час выше, чем у самолётов аналогичного класса Boeing и Airbus.
  • Наличие отечественного ТРДД ПД-14 — это обнуляет зависимость проекта от американской компании Pratt&Whitney.

Санкции, конечно, влияют на ход программы МС-21, но они не могут остановить начало серийного производства лайнера и его поставки в авиакомпании — только затормозить.

МС-21 рег. 73054 на авиасалоне МАКС-2019 / Фото: aviation21.ru

«Реализация наших авиационных программ продолжается. В частности, идёт плановая работа по развитию гражданских продуктов с использованием отечественных систем нового поколения. Продолжается работа над созданием Superjet New. Совершил первый полёт самолёт МС-21 с отечественными двигателями ПД-14. Поднялся в воздух Ил-114-300, состоящий полностью из отечественных комплектующих. В военной части мы давно не используем иностранные комплектующие», — заявили 21 декабря в пресс-службе ОАК, комментируя ограничения Минторга США.

Реагировать на действия Вашингтона, запрещая российским компаниям сотрудничество с Соединёнными Штатами — контрпродуктивно, это не отвечает нашим национальным интересам. Убрать конкурента из российского неба можно другими методами — субсидированием авиакомпаний с отечественной техникой в составе флота и введением пошлин на ввоз в страну иностранных ВС. И такие меры уже принимаются.

Как пишет РБК, в 2020 году авиакомпаниям, которые не имеют в своём парке SSJ100 было выделено 9,5 млрд руб., в 2021 году такие перевозчики получат вдвое меньше — 4,4 млрд. Эксплуатантам этого самолёта субсидии увеличат с 5,7 млрд до 9,5 млрд (68% от общей суммы субсидий). Пресс-служба Росавиации ранее сообщала, что около 70% от общей суммы субсидий из федерального бюджета «будут использованы на маршрутах, заявленных к выполнению на воздушном судне Superjet 100».

Фото: aviation21.ru

С началом поступления МС-21, Ил-114-300, SSJ-New в парки российских перевозчиков, выдавливание самолётов иностранного производства продолжится. А пока за них «отдувается» Суперджет 100.

МОСКВА, Андрей Величко для сайта «Авиация России»

Источник